www.vmracer.ru

Вы здесь

– Часто приходится встречать один из двух ложных образов средневековой Инквизиции, – – Первый я назвал бы совковым. Он заключается в убеждении, что Инквизиция — это кровожадные садисты, которые “боролись против науки” и из каких-то фрейдистских соображений “сжигали молодых красивых женщин”.Второй принадлежат людям более благородной природы, которые понимают кризис современности, и заключается в убеждении, что Инквизиция — это такая чудо-учреждение, выжигали на этой грешной земле всяческую скверну. Этот образ, конечно, более привлекателен, чем первый. Однако и он является ошибочным, – пишет Игорь Загребельный. Инквизиция не была “рукой Церкви, что держит карающий меч”. Скорее, она была мозгами Церкви. По своему характеру Инквизиция — это, прежде всего, экспертная богословская комиссия, задачей которой было выяснить, взгляды того или иного человека соответствуют христианской науке.Выполняя эту функцию, Инквизиция осуществляла тройное служение.Во-первых, служение из любви к Истине. Современному человеку такая преданность Истине может показаться непонятной (Еще бы! — Релятивизм является одной из основных догм нашего времени). Но для Церкви свойственно беречь Истину. Церковь сама “столпом и опорой Истины” (И Тем. 3,15). Чтобы понять, чем является Истина для христианства, просто представьте, что получили подарок от очень близкого вам человека, с которым временно находитесь в разлуке. Вполне уместно беречь этот подарок. То же самое и с доктриной, которую Господь открыл Церкви.Во-вторых, служение из любви к Церкви как сообщества христиан, живущих на земле. Выяснить, чьи взгляды являются еретическими, было важно для того, чтобы — если это действительно еретические взгляды — не позволить им распространяться. Потому что речь шла не о какой-то моде (скажем на прически или на сорт мечей). Речь шла о спасении тысяч людей. В этом деле нельзя было проявлять халатность.В-третьих, служение из любви к самому еретика. Инквизиторы пытались не просто выяснить, взгляды определенного человека соответствуют христианской науке, но и в том случае, если не отвечают, попытаться привести ее к раскаянию. Им говорилось не только о защите чистоты христианской веры и воздержания ересей, но и о спасении душ самих еретиков.Инквизиция не была репрессивным органом в строгом смысле. Потому что она была частью Церкви как института, а Церкви несвойственно воевать или осуществлять масштабную репрессивную деятельность. Не потому, что это плохо (и войны, и репрессивные действия нужны для поддержания справедливости). Просто Церковь имеет свои, присущие именно ей функции. Другие же функции она оставляет государству (которое, в идеале, должна признавать, что ее суверенитет — это меч светской власти, полученный от Церкви).Итак, задачей инквизиторов как теологов-экспертов было проанализировать взгляды определенного человека. Если она не оказывалась еретиком — к ней не было претензий (думаю, если бы украинские суды выносили хотя бы четверть от процента оправдательных приговоров Инквизиции, нашу систему судопроизводства можно было бы считать чрезвычайно справедливым). Если оказывалась, то тут могло быть два сценария. В первом еретик каялся и получал наказание именно от Церкви — так же, как мы и по нынешний день получаем на исповеди епитимью. Если еретик отказывался отречься от ложных взглядов, инквизиторы становились бессильными и вынуждены были отлучить этого человека от Церкви. Отлучение от Церкви означало, что Церковь уже не придает этому человеку защиты, поэтому она попадала в руки светской власти. А светская власть, в свою очередь выносила наказания. Таким наказанием во времена, когда мощность ересей выросла, стала смертная казнь.Государство — опять же, в идеале, должна не только беспокоиться о преждевременных интересы общества, но и помогать Церкви вести людей к вечному спасению. Это была первая причина того, почему светские правители наказывали еретиков. Вторая причина касалась как раз забота о досрочных интересы. Как минимум, распространение ересей способствовало разделению общества (что мы и видим в период Реформации). Но не стоит забывать и про тот факт, что некоторые ереси подрывали сами основы европейской цивилизации (как и цивилизации в принципе). Например, если бы Церковь и французское рыцарство в свое время не остановили распространение катарской ереси, Западная Европа вряд ли выстояла перед экспансией исламского мира, ибо эта ересь ее просто разъела бы изнутри (сегодня катарская ересь в форме гендерной теории и “антирасизму” снова уничтожает Европу).Поэтому тезис о том, что Инквизиция не сжигала еретиков, ни в коей мере нельзя воспринимать как оправдание. Этот тезис — просто констатация исторического факта. Инквизиция не требует оправданий. Оправданий нуждаются те, что творят зло. А деятельность Инквизиции была направлена на досрочное и вечное благо человека.Справочно: Игорь Загребельный – философ, публицист. Родился 26 мая 1988 года на Полтавщине. В 2003-2006 годах учился в Коллегиуме им. св. Иосафата Кунцевича при Бучачском монастыре отцов-василиан. С 2006 по 2012 год – студент исторического факультета Полтавского национального педагогического университета. Член Всеукраинской организации «Тризуб» ім. С. Бандеры. За националистическую деятельность дважды привлекался к уголовной ответственности. Является автором ряда научных и публицистических работ консервативно-националистического направления.Коллаж: Рузанна Давітян

Рейтинг: 
0
Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Наши пользователи

Интересное

Весна – необыкновенное время года. Каждой девушке в эту пору хочется выглядеть особенно привлекательной, а вот кожа лица не радует, - после долгой зимы она потеряла свежесть. Причем почти в одинаковом положении находятся обладательницы всех типов кожи. Как оживить и освежить жирную кожу? Для этого существует целый ряд рецептов домашних масок из натуральных продуктов. Мы же отобрали наиболее эффективные, проверив их н...